12 Липень 2016, 08:32

Война - время сильных и добрых

В наше беспокойное время общество переживает многочисленные трансформации и среди привычных социальных ролей появилось много новых. Взять, к примеру, такие неологизмы как «переселенец» и «волонтер». Вроде бы все понятно: переселенцы - люди, лишившиеся дома из-за войны, нуждающиеся в сочувствии и помощи; волонтеры – альтруисты, готовые эту помощь предоставить бескорыстно, по зову сердца. Но бывает так, что «переселенец» и «волонтер» - это один человек. Тут возникает заминка. Неужели так бывает? Еще как! Сегодня мы познакомимся с семьей переселенцев-волонтеров-художников-предпринимателей.

 

Юлия Крещак и Владимир Алдохин – супружеская пара из Донецка. Воспитывают двух ребятишек. Последние пару лет живут в Киевской области. Семья эта необычна тем, что родители – художники.

- Вова по образованию горный мастер, а в душе пчеловод. Но плюс ко всему он умеет рисовать, - смеется Юлия.

Я познакомилась с Юлей и Вовой во время лагеря-практикума для переселенцев в селе Калиново. Лагерь был организован в рамках проекта «Жизнь продолжается: интеграция внутренне перемещенных лиц в сельские общины». Семьям переселенцев предложили поближе познакомиться с сельской жизнью: окунуться в сельский быт, отбросить лишние страхи и предубеждения, увидеть своими глазами, как адаптировалась семья, которая несколько лет назад поменяла город на село. 

Ребята стали не только активными участниками занятий и мастер-классов, но и внесли свою значимую лепту в организацию лагеря. По утрам Владимир проводил занятия восточной гимнастикой для гостей, днем делился с участниками своими знаниями на пасеке, а Юля занимала детей рисованием и вместе с коллегой-художницей помогла сельской общине с реставрацией памятника защитникам Калиново, погибшим во 2-й Мировой войне.

В Донецке у Юлии и Владимира была витражная творческая мастерская. Разноцветные кусочки стекла в умелых руках художников превращались в солнечные панно удивительной красоты. Недостатка в клиентах не было: их работы можно было увидеть не только в домах дончан, но и в общественных местах - магазинах, офисах. Семейным бизнесом пара занимается 14 лет.

В довоенном Донбассе дефицита в заказчиках не было, и в маленьком цеху трудились родственники и близкие друзья, семейный бизнес развивался, но, как и многие динамичные созидательные процессы был сведен на нет войной.

В Донецке стало неспокойно, жители города, опасаясь обстрелов, заклеивали полосками скотча оконные стекла, всем стало не до витражей. И когда один из постоянных заказчиков позвонил с предложением переехать в Киев и продолжить работать здесь, художники согласились.

- Нам пришлось начинать с нуля. В Киев приехали мы с Вовой, наши дети и два чемодана. Нам не удалось вывезти практически никакое оборудование. Первый год дался нам очень нелегко. Мы сменили 6 квартир. В одном доме, где мы остановились, не было ванны и пришлось купать детей в стиральной машине пока не обжились тазом. Другой кишел мышами. Заказ, который нам пообещали, отменился, точнее мы получили его лишь через год. Пытались заниматься сельским хозяйством, но у нас это не очень хорошо получалось – в конце лета весь урожай съели жуки и тля. Признаюсь, в какой-то момент стали опускаться руки. Слезы и отчаяние… Казалось, перспектив нет. Но вдруг повезло – под Новый год мы нашли квартиру в Борисполе с замечательными гостеприимными хозяевами, и, наконец, получили долгожданные заказы. Сейчас готовимся к очередному переезду. На этот раз в Бучу, где приобрели просторное помещение. Часть его станет мастерской, а часть – нашим новым домом.

- А как вас встретили люди?

- Нам ни разу не пришлось столкнуться с пренебрежением или какими-то негативными высказываниями. Скорее наоборот. В одном из домов, который мы арендовали, не запирались ворота. Возвращаемся вечером домой – а во дворе стоят два пакета с продуктами – это кто-то из соседей «в гости зашел». Однажды к детям, когда они гуляли во дворе, подошла девушка и передала конверт для родителей. Приносят домой, открываю, а там – 100 долларов. Это было поразительно! Это же большие деньги.  Конечно, не все было гладко. Муж очень много работал, но его постоянно «кидали» на деньги. Думаю, это не связано с тем, что мы переселенцы, просто попадались непорядочные партнеры, так бывает, когда не знаешь, с кем работаешь. Кстати, практически все заказы, которые мы выполнили после переезда – для своих – переехавших на Киевщину дончан.

Любимая работа и необходимость заботиться о детях спасли от уныния. Вскоре у художников-переселенцев появились силы для участия в благотворительном проекте.

- Подруга-художница, которая уже давно живет в Киеве, участвует в проектах общественной организации «Здоровое человечество» («Здорове людство»), помогающей людям с ВИЧ и онкологическими заболеваниями. Она предложила нам присоединиться и провести мастер-класс для ВИЧ-позитивных и больных СПИДом деток в специализированной больнице «Охматдет». Это было в мае, поэтому ко дню вышиванки мы создавали орнаменты из мозаики в национальных мотивах. Мы обрадовались этой возможности, давно уже чувствовали такую душевную потребность.

Волновались, конечно, сердце сжималось. В итоге мы были очень удивлены тем, насколько жизнерадостными оказались маленькие участники нашего мастер-класса.

Дети очень хорошо понимают, что с ними происходит. Когда мы хотели сфотографироваться с ними на память, они рассказали нам, что их фотографировать нельзя ввиду врачебной тайны. При этом, ребята оказались открытыми к общению, мы непринужденно разговаривали.

Большинству из них приходится проводить много времени в больнице. Хорошо, что там можно находиться с мамой или с бабушкой. И, конечно же, нужно почаще проводить для них интересные занятия. Главное – не бояться, принимать все как есть, и заходить в аудиторию с любовью.

Для меня это первый опыт работы непосредственно с детками, если не считать преподавания в донецком художественном училище. Но это, конечно же, совсем другое.  Еще год назад я участвовала в арт-проекте «Код нации – истинное единство», но там просто выставлялись работы Донецких и Крымских художников, а вырученные от выставок и продаж средства направлялись на помощь детям-переселенцам и детям воинов АТО, - вспоминает Юлия Крещак.

Мы еще долго беседовали с Юлией: о том, что много друзей осталось по ту сторону линии разграничения, о том, что начать жизнь с чистого листа, возможно, но дом все равно снится и любовь к нему не проходит. Я слушала  эту сильную и стильную женщину и радовалась тому, что, не смотря на все испытания и печали, она умеет творить, любить, расти над собой, над обстоятельствами и помогать другим.