JULE - "Кенгуру" по-берлински

Начну не по порядку.

Наше путешествие началось не в Берлине, однако именно здесь мы познакомились с организацией, которая показалась нам наиболее близкой по духу. Есть, безусловно, масса отличий, но целевая аудитория, формат и, во многом, методика работы у нас очень похожи. Итак, проект JULE. Сперва немного предыстории.

Одна из берлинских встреч была назначена нам в Марцане – спальном районе на окраине города, на территории бывшей ГДР. Типовые панельки, очень напоминающие советские, только чуть более нарядные и с цветочными горшками, местами украшающими окна и балконы снаружи. Раньше, шестиэтажки, которые мы увидели, были на пять этажей выше. После падения берлинской стены, жители стали покидать районы ГДР и потянулись в поисках лучшей жизни в другие, более благоустроенные районы и города. Марцан опустел, 11-этажки стояли полузаброшенные. Тогда было решено разобрать их до половины. С тех пор прошло много времени, но социальная напряженность здесь все еще ощущается. Район считается одним из депрессивных, хоть и тихих. Основное жилье здесь – это многоквартирные высотки, с арендованными квартирами. Аренду предоставляют компании-застройщики. 5 лет назад DEGEWO– одна из таких компаний, почувствовав запрос, организовала в партнерстве с государственными и общественными организациями в одном из своих домов некое пространство социальной адаптации под названием JULE (JungesLeben– нем. «молодая жизнь»).

Одним из партнеров проекта стала общественная организация KINDERRING BERLIN e.V., создавшая в Берлине сеть разнообразных проектов, предоставляющих поддержку детям и молодежи.

DEGEWOвыделила 15 3-комнатных квартир в одном из своих зданий, а также 200 квадратных метров в нем же на первом этаже, где было оборудовано пространство для совместного  времяпрепровождения и офиса JULE. Участники проекта – молодые одинокие родители в возрасте от 18 до 27 лет. Это люди, которые сами по немецким меркам еще дети, многие не то что без профессионального, с неоконченным средним образованием. Для того, чтобы им помочь, здесь разработана система главная задача которой – позволить молодым одиноким маме или папе получить образование, профессию и работу, чтобы обеспечить достойное существование себе и своему ребенку.

Социальные работники JULE сопровождают своих подопечных в походах по инстанциям, помогают им составлять необходимые документы, обучают их простейшим бытовым навыкам: как поддерживать порядок в доме, заботиться о ребенке, следить за здоровьем – своим и малыша, планировать семейный бюджет, искать работу. Присоединяясь к проекту, участник начинает свой путь с составления ежемесячного плана личностного роста. Это достаточно подробный документ. В нем указываются вполне конкретные, иногда даже до смешного мелкие детали быта. Однако для 19-летних мам и пап – это ответственная задача. Среди пунктов плана: «убирать в доме», «оплачивать счета за электричество», «записать ребенка в детский сад», и т.д.

Как рассказала нам Астрид Эгель, основательница и бессменная руководительница проекта, план каждый участник проекта составляет 1 раз в месяц вместе с социальным работником, потом в течение месяца должен выполнить его пункты и отчитаться о проделанной работе. Безусловно, мало кто справляется с поставленными задачами на 100%, для социальных работников главные критерии успеха – мотивация и старание. Если они видят со стороны клиента нежелание что-либо менять, игнор или поведение, которое может причинить вред ребенку, могут отказать ему/ей в продолжении участия в проекте. В отдельных случаях могут даже обратиться в социальную службу, чтобы те на свое усмотрение защитили интересы ребенка. Такой случай за 5 лет был всего один. Мать упорно не хотела заботиться о своих детях, в квартире был ужасный беспорядок, из-за чего один из малышей травмировался. Социальная служба изъяла детей из семьи.

Раз в неделю JULE организовывает для молодых родителей общее собрание, где они обсуждают текущие дела, проходят небольшие тренинги на различные темы, могут обсудить интересующие их вопросы. Впрочем, собираться участники проекта могут в любое удобное для них время – общее пространство, включающее в себя большую игровую, оборудованную всем необходимым кухню, просторные комнаты для досуга, всегда открыто. Поддерживать порядок в нем участники также должны самостоятельно.

Иногда молодые родители могут обратиться к сотоварищам или социальным работникам с просьбой присмотреть за детьми. Если нужно подготовиться к экзаменам, или сделать закупку продуктов на неделю.

На данный момент в проекте 12 взрослых и 15 детей, в основном одинокие мамы. Папа, самостоятельно воспитывающий ребенка, всего один. Нам удалось познакомиться с 24-летней Николь. Девушка ждет третьего ребенка. Будучи совсем юной, она ушла к бой-френду из-за конфликта с матерью. Потом родился сперва один малыш, потом другой. Через какое-то время отношения дали трещину, и, покинув своего парня, она фактически оказалась на улице. Вскоре, стало известно, что у нее должен родиться третий ребенок. Ей повезло оказаться в JULE. Здесь за полгода она привела в порядок свои документы, окончила курсы медицинских сестер. После рождения малыша планирует пораньше выйти на работу, как только можно будет устроить ребенка в ясли (когда малышу исполнится полгода).  

Интересно то, что работают в JULEвсего два социальных работника, а все расходы, включая арендную плату участницы проекта оплачивают самостоятельно. От проекта молодые мамы и папы получают недорогое благоустроенное жилье, консультативное социальное сопровождение и площадку для общения с подобными себе. Такой поддержки оказывается достаточно для того, чтобы в течение нескольких лет молодые семьи окрепли и перешли в полностью автономный режим. Получив профессию и работу, вырастив в спокойной, дружелюбной атмосфере детей, обретя все необходимые бытовые навыки, они как правило покидают проект. На их место заселяется новая молодая мама. Сейчас вакантных мест нет, но есть лист ожидания.

Еще одна особенность состоит в том, что квартиры, в которых живут клиенты JULE расположены в обычном доме, по одной на лестничную клетку. То есть соседями подопечных организации являются самые обычные семьи. Первое время это провоцировало конфликты. Иногда соседи были не готовы к шуму, детскому плачу и некоторой беспечности подопечных общественной организации. Самые щепетильные съехали. С нынешними арендаторами давно сложились хорошие отношения и в случае недовольства они не звонят в полицию, а набирают номер JULE.

На одной из стен в кухне – неоштукатуренной серой стене – можно прочитать мечты первых обитателей проекта. «Любовь», «здоровье», «деньги», «работа», «семья», «школа», «собственное жилье», «партнер».

- Да, конечно! Мы же отлично понимаем, что у молодых женщин есть различные потребности. Мы вовсе не собираемся их во всем ограничивать. Нашим регламентом разрешено временное проживание партнера в квартире клиентов. Но есть одно условие: проживание временное и гость может прийти в квартиру ровно с таким количеством личных вещей, которое может принести в руках. И еще мы очень внимательно следим за тем, чтобы новые отношения мамы не были во вред ребенку. Впрочем, иногда все очень удачно складывается, - делится опытом Астрид Эгель.

Срок пребывания в проекте ограничен пятью годами. Покидая его, «выпускники» могут претендовать на выгодные предложения от DEGEWOпо приобретению или аренде собственного жилья.

Она очень уважительно отзывается о компании-застройщике, которая вместе с JULEуже достаточно долго поддерживает территориальную общину таким образом. Среди партнеров организации также центр занятости, исследовательский институт, который описывает опыт проекта и дает рекомендации относительно его работы.

Мы невольно сравнивали работу JULE с проектом МАРТИН-клуба «Кенгуру». Социальная квартира, которую наша организация открыла 9 месяцев назад в Днепропетровске немного напоминает модель JULE. Отличаются масштабы. В нашем случае речь идет о трехкомнатной квартире, в которой соседствуют и поддерживают друг друга три мамы-ВПЛ со своими малышами. В остальном же мы провели немало параллелей и были рады обменяться контактами и познакомиться с берлинскими коллегами. #Дружба_побеждает_километры 

Елена Горгадзе-Кузнецова