14 Квітень 2016, 11:34

Эволюция помощи. Жизнь продолжается.

Свое 15-летие макеевская общественная организация «Мартин-клуб» встретила на Днепропетровщине. За эти годы из полуаматорского движения по спасению городских беспризорников «Мартин-клуб» превратился в координатора сетевых проектов и расширил свою целевую аудиторию. Сегодня организация-переселенец работает над проектами по поддержке ВПО, реабилитации солдат, но и не оставляет привычной деятельности – менее чем через полгода после эвакуации в Новомосковском районе открылся приют «Рукавичка».

Дети улицы

В далеком 2001 слово «волонтер» не было на слуху. Мало кто понимал, что оно значит, а понятие «общественная организация» вызывало кучу всяких ассоциаций: от кружка по интересам до клуба любителей пива. В то время на вокзалах и рынках часто можно было увидеть бездомных детей. Их жалели, немного побаивались, о них писали в газетах – не персонально, а о явлении, о проблеме в целом.  Еще больше чем эти дети удивляли взрослые, которые бескорыстно и бесстрашно спускались за ними в подвалы и люки теплотрасс, кормили их, мыли, предлагали чистую одежду и лекарства. Познакомиться с теми и другими можно было в приюте «Детская деревня» - ветхом домике в окраинном поселке Макеевки. Здесь под присмотром воспитателя учились нормальной жизни мальчишки-беспризорники. В милицейско-СДДшных (СДД – служба по делам детей) рейдах журналистам показывали чумазых, перепачканных клеем  сорванцов, которых везли в участок, журили, оформляли протокол и отправляли кого куда – кого-то домой к непутевой мамаше, кого-то в интернат. Потом чиновники непременно рапортовали – о тенденции к уменьшению числа бродяжничающих детей на улицах городов Донетчины. В «Мартин-клубе» можно было увидеть лица и судьбы этих детей, а также взрослых, которые не пытались их обвинить в преступлении беспризорности, а приглашали пожить  нормальной жизнью. Жизнью, где вместо подвала – дом, вместо грязного куска картона – кровать, вместо хот-дога на автостанции – тарелка супа и собственноручно испеченный хлеб, вместо клея в пакете – музыка. Хлеб и музыка потрясали больше всего. Вы умеете печь хлеб? А 10-летний Мишка Рассказов, проживший на тот момент уже несколько лет на улицах Макеевки, мастерски справлялся с этой задачей. А песни под гитару и флейту заменяли все: миссию и идею, которые выкристаллизовались в организации с годами, зарплату волонтерам, клей и мнимую свободу – детям улицы.

\СОХРАНИТЬ\Мартин\Статья\kids.jpg

В 2001 году, по официальной статистике, на улицах Донецка и близлежащих пригородов жили более 300 беспризорных детей. Реальная цифра была в разы больше.

 «2001 оставил ощущение непрекращающегося противостояния со службами и интернатами. Каждый из наших орлов был фактическим сиротой при живых родителях и числился за интернатом. Администрация учреждений наших детей и службы по их делам мало обращали внимание на живущих в люках и подвалах оборванцев ровно до того момента, пока их не нашли и не вытянули на солнышко. А как только вытянули - потянулась бесконечная череда «вы должны», «вы не имеете права», «вы нам мешаете», «развели бардак». Говорилось это вслух и внаглую. Главой управления образования, чиновницами, обязанными предотвращать и защищать. Приезжала санстанция, постановила завести 2 разделочные доски - отдельно для хлеба и мяса.... Где берете продукты? - В магазине. В чем привозите? - В сумках. Мы вас закроем.- Пожалуйста. Пацаны, одевайтесь, вас тетя эта забирает. - Ну что вы так сразу, зачем, мы же к вам не за этим приехали... Приезжали пожарные, приказали убрать стул с прохода и подписать розетки.» - вспоминает основатель и бессменный руководитель «Мартин-клуба» Виктория Федотова.

\СОХРАНИТЬ\Мартин\Статья\2001.jpg

2001 год – первые жители «Детской деревни»

«Детская деревня» не пыталась изолировать, удержать ребенка в четырех стенах. Здесь старались научить жить нормальной жизнью, что для тех детей было заоблачной, недостижимой высотой. Девиз был прост: «У нищих слуг не бывает». Пацанов из подвала учили стирать одежду и мыть посуду, купаться и варить суп, читать и рисовать. Это было разительным отличием от интерната, где ребенка полностью обслуживала система: для него готовили, за ним убирали, стирали. Здесь же воспитатель показывал, составлял график дежурств и контролировал его выполнение. Всю работу по дому дети выполняли сами. В какой-то момент даже попытались завести огород и домашних животных – кур и козу. Не всем детям удавалось зацепиться за такую жизнь. Отсутствие опыта жизни в нормальной семье и жажда приключений влекли мальчишек и девчонок назад на улицу. Но они возвращались снова и снова туда, где им были всегда рады и готовы помочь. Кто-то приходил просто поесть, а кто-то оставался надолго – на полгода, на год.

\СОХРАНИТЬ\Мартин\Статья\miha.jpg

Многие дети, жившие на улице, попав в «Детскую деревню, впервые могли досыта наесться и поспать в чистой постели.

За десять лет работы эта пусть искренняя, но примитивная помощь трансформировалась в понимание важности семьи для ребенка и «Мартин-клуб» стал работать над спасением биологических семей для детей, а в случаях, когда это невозможно – над созданием и поддержкой приемных семей. Так было до войны, когда при помощи организации четыре семьи сотрудников и близких коллег взяли на воспитание «ничейных» детей.

\СОХРАНИТЬ\Мартин\Статья\robert.jpg

Роберт Червински – польский волонтер, за пожертвование которого был куплен первый дом для «Детской деревни»

 

«Детская деревня» стала ключевым проектом, который на протяжении многих лет вызывал противоречивые чувства у чиновников и общественности. Она порождала слухи, недовольство и восхищение. Но именно благодаря ней сотни беспризорников Донецка-Макеевки-Харцызска и окрестных сел смогли просто остаться в живых, а общественная организация стать зрелой и компетентной в вопросе защиты прав детей, обрести видение проблемы и стратегию борьбы с ней.

 

Правозащитные отели и создание партнерской сети

В 2009 «Мартин-клуб» создал Сеть правозащитных детских центров Донбасса, куда вошли похожие организации из Донецка, Мариуполя, Луганска, Алчевска и Северодонецка. На их базе дети иногда вместе с родителями могли обрести кров, еду, одежду и еще много важного. Помимо привычной социальной помощи детям стали оказывать еще и правовую, юридическую. Как выяснилось, в этой плоскости лежала огромная часть проблем детей из неблагополучной среды: от отсутствия элементарных личных документов до вопросов защиты имущественных прав. Приблизительно в это же время «Мартин-клуб» открыл второй приют. «Маленькая мама» стала пристанищем для женщин с младенцами, которые по разным причинам не могли заботиться о своих детях. Кто-то по причине инвалидности, или отсутствия средств к существованию. Кто-то ввиду юного возраста – у молодой сироты-студентки нет шанса заботиться о ребенке после выписки из роддома – в студенческое общежитие с младенцем не пустят, а другого жилья государство предоставить не может. Так организация нашла выход из замкнутого круга: сироты не должны рождать сирот, малышу нужно любой ценой сохранить маму.

\СОХРАНИТЬ\Мартин\Статья\417330_304143276301283_1441050233_n.jpg

2010 – на пике активности: «Мартин-клуб» курирует Правозищтную детскую сеть Донбасса, содержит два приюта: «Детскую деревню» и «Маленькую маму», выпускает газету, в семьях сотрудников организации растет число приемных детей.

 

Форум-театр

Кроме детей улицы был еще уличный театр. Активная, творческая молодежь на тренингах узнавала новое тогда для Украины явление, пришедшее от австрийских коллег – форум-театр, или театр перемен. Социальных перемен. Потребность в них была велика и молодые, социально активные люди ехали познакомиться с ним в Макеевку из разных областей. В то время у «Мартин-клуба» появились верные друзья и партнеры, с которыми организация сотрудничает и по сей день. Среди них луганский «Поступ», который после начала военных действий и переезда из оккупированного Луганска перерос в мощное движение по спасению жителей восточных регионов «Восток-SOS». 

В творческой молодежной среде порой рождались неординарные идеи. Одной из них в 2002 году стал спектакль «Мир меня…» От просмотра старого видео сегодня – мороз по коже.

https://www.youtube.com/watch?v=qUzbqAEdeQI&feature=youtu.behttps://www.youtube.com/watch?v=qUzbqAEdeQI&feature=youtu.be "> 

Премьера состоялась в лесу под Славянском. Там, где сейчас все взрыхлено минами... Позже спектакль показывали на площади в Дебальцево. Тогда казалось, что это о войне в душе, об абстрактном «мире на всей земле». Но время показало, что творческая интуиция оказалась пророческой.

Берлинская стена

После поездки в Берлин летом 2013 команды социальных работников «Мартин-клуба» Виктория Федотова написала в своем блоге о тяжелом ощущении надвигающейся беды, которое испытала, глядя на остатки Берлинской стены.  Немецкая коллега вспоминала о временах, когда Германию разделили на ГДР и ФРГ. «Нас точно так же пытаются разделить». Эти слова звучали странно, трудно было поверить в то, что через год стало реальностью для миллионов жителей захваченных украинских городов. Сейчас команда «Мартин-клуба» работает в числе общественных организаций-переселенцев над двумя главными задачами – спасением тех, кто не может самостоятельно адаптироваться после травмы или переезда в новой реальности, и над восстановлением израненной войной страны. «Мы обязательно откроем новый социальный дом. Но жить в нем, вероятно, будут не только дети. Нам придется учить безногих мальчишек  бегать» - написала Виктория. Эти слова уже воплощаются в реальность. Используя накопленный опыт психологической работы, а также   методики реабилитации (все тот же форум-театр, арт-терапию, sandart), «Мартин-клуб» уже активно занимается реабилитацией демобилизованных воинов, вернувшихся с АТО.

 

A la guerre comme a la guerre.

Когда в городах Донбасса начались активные военные действия и  гонения на общественников и протестантские церкви (а к тому моменту большая часть команды состояла в христианской протестантской общине Макеевки), было принято решение эвакуировать организацию. Большинство сотрудников, среди которых семья с 5-ю приемными детьми, и жители приюта «Детская деревня» (социально незащищенные мамы с маленькими  детьми) согласились на переезд. Он не готовился заранее, и найти хотя бы временное жилье для семи семей оказалось нелегкой задачей. Первое время пришлось ютиться в одном единственном доме в селе под Днепропетровском.

\СОХРАНИТЬ\Мартин\Статья\2014.jpg

Лето 2014. Эвакуация – не повод отказаться от семейных праздников. В жизни многих подопечных «Мартин-клуба» - это первый именинный торт.

Особого драйва ситуации придавало еще и то, что, лишившаяся почвы под ногами организация активно включилась в работу гуманитарного штаба «Поможем» по эвакуации людей из опасных районов. Сидя буквально на чемоданах, сотрудники «Мартин-клуба» работали на круглосуточной горячей линии. Это было, пожалуй, самое трудное время за всю историю организации. Оправившись от стресса, первое что сделали – купили здание для приюта.  В ноябре 2014 Виктория Федотова поделилась новостью в социальной сети: «Наш новый социальный дом зовут Рукавичка. Он для людей с Востока, по разным причинам находящимся далеко от дома. Несколько комнат будет занимать наш приют, эвакуированный из Донбасса в начале лета. Одну сделаем транзитной для выехавших семей - на 1,5-2 месяца она будет бесплатным жильем пока кормилец не найдет работу и не будет в состоянии сам арендовать квартиру. Наши друзья из Германии и Голландии сделали первые вложения. Сегодня был трудный день, закончившийся четким пониманием - жизнь должна продолжаться, не смотря ни на что».

Также совместно с протестантской общиной Днепропетровска запустили проект «Восток-содействие», направленный на помощь как переселенцам, так и жителям оккупированных районов.

\СОХРАНИТЬ\Мартин\Статья\rukavichka.jpg

 Запись в социальной сети: «Через это поле в ручьях наш будущий первый днепровский дом-рукавичка. Тепло и защита детям в беде. А за домом - река и сосновый лес».

Жизнь продолжается

Недавно «Мартин-клуб» запустил новый сетевой проект «Жизнь продолжается: интеграция внутренне перемещенных лиц в сельские общины».  Его участниками стали давние партнеры, многие из которых, как и «Мартин-клуб» вынуждены были переехать из-за войны в сельскую местность. Опыт показал, что выжить на земле человеку без значительных финансовых ресурсов проще – здесь дешевле жилье, есть возможность самозанятости, потенциал для обеспечения своей семьи как минимум продуктами питания.  Однако очень часто переселенцы не имеют достаточно знаний и навыков для этого. Кроме того отсутствие социальных связей на новом месте пугает. Проект призван показать переселенцам-горожанам новые перспективы, а тем, кто уже готов обустраиваться на селе помочь с налаживанием контактов и адаптацией. 

«Мартин-клуб» и партнерские организации в восьми областях Украины (Донецкой, Луганской, Днепропетровской, Киевской, Харьковской, Запорожской, Полтавской, Сумской)находят фермерские хозяйства, готовые предоставить работу или принять на стажировку переселенцев, организовывают тренинги для тех, кто хочет узнать больше о жизни в селе и открывающихся там перспективах, о возможностях получения грантов и правовых вопросах. На базе партнерских организаций также запускают правозащитные отели, где семьи с детьми, которые примут решение попробовать свои силы на земле, но не имеют материальной возможности, смогут жить первое время, пока не найдут более подходящее жилье. Проект  только набирает обороты, но уже сейчас ясно, что он станет новым этапом развития организации, изменит не только судьбы клиентов «МАРТИН-клуба», но и всей команды, готовой принимать вызовы времени и находить в себе все новые ресурсы, чтобы помогать, спасать и дарить надежду.

\СОХРАНИТЬ\Мартин\Статья\12919905_540671826110786_1430880151481900723_n.jpg

Запись в социальной сети: «Вот клиентики, ради которых стоить тратить силы, нервы, деньги. Чтобы не повторялась сиротская судьба родителей. Родились счастливыми, так и живут) #‎Святику 7 месяцев»